1. Валидность методики — это:
а) степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству;
б) возможность получать с ее помощью стабильные результаты;
в) единообразие инструкций у методик, измеряющих одно и то же психическое свойство;
г) ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства.
2.Тестология — это:
а) технология создания и использования тестов;
б) описание всевозможных тестов;
в) процедура измерения психологических свойств с помощью специальных заданий теста;
г) обучение специалистов практике применения тестов.
3. Нормой теста называется:
а) средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства характерный для испытуемых определенной группы;
б) возможность решения его заданий не менее чем 50 процентами испытуемых;
в) способность методики оценивать психическое свойство с определенной степенью достоверности;
г) инструкция, содержащаяся в документации по правилам использования данного теста.
4. Надежность методики — это:
а) устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех;
б) многочисленное применение теста авторитетными психологами;
в) наличие опыта использования данной методики конкретным психологом, позволяющим судить о целесообразности ее применения;
г) качество методики, позволяющее распространять ее применение на различные категории испытуемых.
5. В руководстве теста представлены:
а) цели применения теста;
б) задания испытуемым;
в) ключ для обработки данных;
г) стимульный материал.
6. Социокультурным нормативом принято считать:
а) уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым;
б) требование к уровню социальной адаптированности представителей различных возрастных групп;
в) минимально допустимый уровень культуры, которым должен обладать каждый человек;
г) образовательный стандарт для поступающих в высшие учебные заведения.
7. Коэффициент интеллектуальности (IQ) означает:
а) количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой,
б) уровень сложности заданий теста на интеллект;
в) средний показатель, характеризующий уровень умственного развития групы;
г) максимальный уровень трудности задач, который может решить ребенок определенного возраста.
8. Тесты достижений предназначены:
а) для определения степени владения конкретными знаниями и навыками в определенном виде деятельности;
б) для определения границ физических возможностей организма человека:
в) для сравнения уровня развития культуры представителей различных государств в определенные исторические периоды;
г) для сравнения показателей конкретного человека в той или иной сфере деятельности с лучшими образцами в этой сфере.
9. Закрытые вопросы это:
а) вопросы, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов;
б) вопросы анкеты, на которые испытуемый может не отвечать;
в) вопросы анкеты, ответы на которые не могут быть преданы огласке;
г) вопросы, затрагивающие особо значимые, глубоко интимные темы.
10. Открытые вопросы — это:
а) вопросы, предполагающие свободный ответ испытуемого.
б) вопросы, задаваемые широкой аудитории вне рамок психологического обследования;
в) вопросы, задаваемые группе испытуемых;
г) вопросы, ответы на которые во многом носят дискуссионный, спорный характер;
11. «Ошибка центральной тенденции» в наблюдении означает:
а) стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже.
б) стремление давать полярные оценки проявлению одного и того же свойства у различных испытуемых;
в) стремление давать схожие оценки испытуемым, похожих между собой по многим чертам характера;
г) стремление усреднять оценки по группе всем испытуемым, боясь невольной ошибки в отношении одного из них;
12. «Эффект снисхождения» в наблюдении заключается в:
а) тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;
б) тенденции давать положительную оценку представительницам слабого пола, если в группе обследуемых их меньшинство;
в) тенденции давать положительную оценку детям более младших возрастов;
г) тенденции давать положительную оценку испытуемым, делая поправку на возможное влияние на их действия факта присутствия наблюдателя.
13. Основной целью теста является:
а) диагностика определенных психологических особенностей испытуемого;
б) формирование определенных качеств испытуемого;
в) нахождение корреляции между определенными показателями;
г) предварительное ознакомление с личностью испытуемого.
14. Номинативная шкала — это:
а) шкала, классифицирующая по названию;
б) шкала, устанавливающая отношения равенства или неравенства между различными объектами;
в) шкала, классифицирующая по принципу «больше — меньше»;
г) шкала, указывающая на полное отсутствие измеряемого свойства;
15. Выборкой в психометрии называется:
а) множество заданий или испытуемых, формируемое из генеральной совокупности;
б) множество испытуемых из генеральной совокупности;
в) множество заданий, специально отобранных для теста из определенной области знания;
г) множество ответов испытуемых, признанных недействительными;
16. Интервальная шкала — это:
а) шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц — меньше на определенное количество единиц»;
б) шкала, классифицирующая по принципу «больше — меньше»;
в) шкала, классифицирующая объекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства и имеющая нулевую точку;
г) шкала, классифицирующая объекты по наличию или отсутствию измеряемого признака, свойства;
17. Нормальное распределение характеризуется:
а) тем, что крайние значения в нем встречаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине — достаточно часто;
б) тем, что крайние значения встречаются достаточно часто, а близкие к средней величине — достаточно редко;
в) тем, что возрастание значений сопровождается пропорциональным увеличением их частоты;
г) тем, что все значения пропорционально распределены по частоте их встречаемости в обследуемой выборке;
18. Принудительное ранжирование — это:
а) ранжирование, при котором количество рангов соответствует количеству ранжируемых субъектов или объектов;
б) ранжирование, при котором количество объектов или субъектов превышает количество рангов;
в) ранжирование, при котором количество рангов превышает количество субъектов или объектов;
г) ранжирование объектов, не имеющих четкой стратификации составляющих их качеств;
19. Конструктная валидность характеризует:
а) способность результатов теста репрезентировать исследуемое психологическое свойство;
б) способность методики различать испытуемых на основании диагностического признака;
в) степень точности и обоснованности суждения о психологическом свойстве спустя определенное время после его измерения;
г) качество теста, характеризующее его устойчивость по отношению к воздействию различного рода побочных факторов в процессе обследования;
20. Генеральную совокупность можно определить как:
а) гипотетическое множество элементов, объединенных общей характеристикой;
б) испытуемые, объединенные в рамках исследования по определенному признаку;
в) задания теста, отобранные экспертами как наиболее репрезентативные для обследуемого психического свойства;
г) гипотетическое множество потенциальных объектов исследования;
21. Наименьшим удовлетворительным значением для ретестовой надежности является показатель корреляции:
а) 0,7;
б) 0,8;
в) 0,6;
г) 0,5;
22. Ретестовая надежность теста — это;
а) степень совпадения собственных результатов испытуемых при повторном тестировании;
б) близость значений одних и тех же испытуемых при сравнении результатов данного теста с другим аналогичным;
в) степень корреляции результатов испытуемых между первой и второй частями одного теста;
г) согласованность результатов испытуемых при ответах на четные и нечетные задания теста;
23. Внутренняя согласованность теста характеризуется:
а) соответствием всех заданий теста измеряемой черте;
б) непротиворечивостью теоретических положений, выступающих в роли конструктов, репрезентирующих измеряемое свойство;
в) соответствие форм репрезентации задания для испытуемого и требуемого от него ответа;
г) равное соотношение заданий теста, направленных на выявление различных психологических качеств;
24. Шкала лжи — это:
а) шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей;
б) шкала, выявляющая акцентуации характера человека, связанные с его тенденцией к обману окружающих;
в) шкала, выявляющая отношение самого испытуемого к нечестным людям;
г) специальная методика, регистрирующая колебания психофизиологической активности
25. Выборкой стандартизации называется:
а) выборка испытуемых, на которой определяются статистические нормы;
б) выборка испытуемых, примерно одинаковых по уровню развития определенного свойства;
в) выборка испытуемых, участвующих в отборе отдельных пунктов-заданий теста;
г) эксперты, участвующие в отборе эмпирических признаков обследуемого свойства для последующего перевода их в задания теста;
26. Критериальные нормы — это:
а) диагностические нормы, в которых задано соответствие между тестовыми баллами по шкале измеряемого свойства и уровнем критериального показателя;
б) нормы теста достижений, в соответствии с которыми определяется уровень компетентности испытуемого в определенной области заний;
в) принятые в обществе минимальные критериальные показатели, которым должен соответствовать индивид определенного возраста;
г) принятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека;
27. Процентиль определяет:
а) долю испытуемых, принадлежащих к определенной диагностической категории;
б) долю испытуемых, не справившихся с заданиями теста;
в) процент испытуемых, участвующих в обследовании по отношению к численности генеральной совокупности;
г) процентное соотношение заданий теста, направленных на выявление определенной частной черты исследуемого свойства;
28. Наименее удобными для перевода в стандартные баллы являются:
а) процентили;
б) стэны;
в) станайны;
г) доли стандартного отклонения;
29. Принятая в психодиагностике шкала IQ имеет центр, равный;
а) 100;
б) 10;
в) 50;
г) 115;
30. Величина заданий теста, как правило, не должна быть менее:
а) 20 заданий;
б) 40 заданий;
в) 10 заданий;
г) 100 заданий;
31. «Ключом» в психодиагностике называется:
а) набор весовых коэффициентов для различных ответов;
б) особый, располагающий подход психолога к испытуемому;
в) психологическая закономерность, лежащая в основе проявлений изучаемого свойства;
г) соответствие определенной суммы набранных баллов словесному описанию, или «портрету» изучаемого явления (психического свойства);
32. «Установка на согласие» в психодиагностике предполагает:
а) тенденцию испытуемого соглашаться с утверждениями или отвечать на вопросы «да» независимо от их содержания;
б) тенденцию испытуемого соглашаться с социально одобренным вариантом ответа;
в) установка, формируемая у испытуемых на их согласие участвовать в обследовании;
г) тенденция к выбору средних, нейтральных ответов;
33. Операциональные знания понимаются как:
а) знания, позволяющие их носителю оперировать с объектами, применяя при этом определенные умения;
б) знания психолога, позволяющие конструировать надежный и валидный тест;
в) знания относительно способов перевода сырых баллов в стандартные;
г) знания, позволяющие психологу осуществлять действия по конструированию шкалы теста;
34. Ипсативное оценивание — это:
а) форма оценивания ответа испытуемого в сравнении с его же показателями по другим шкалам или в прежних сеансах тестирования;
б) форма оценивания ответа испытуемого, основанная на расшифровке психологом скрытого смысла ответов на предлагаемые неопределенные ситуации;
в) субъективное оценивание самим испытуемым собственного поведения или психических свойств;
г) форма оценивания испытуемого, основанная на сравнении его результатов относительно нормативной выборки;
35. Задание теста считается оптимальным, если его решили:
а) 50% испытуемых;
б) 30% испытуемых;
в) 60% испытуемых;
г) 75% испытуемых;
36. Валидизацией называется:
а) выявление наиболее репрезентативных для исследуемой характеристики личности признаков поведения и деятельности;
б) уточнение нормативных показателей, соответствующих градациям оцениваемого свойства объекта;
в) выявление всего спектра возможных индикаторов, характеризующих изучаемое явление;
г) перевод сырых баллов в стандартные;
37. Стимульный материал включает:
а) задание испытуемому;
б) инструкцию испытуемому;
в) задание и инструкцию испытуемому;
г) задание испытуемому и интерпретационную схему ответов;
38. Единицами наблюдения являются:
а) простые и сложные действия объекта наблюдения;
б) назначенные для наблюдения люди;
в) временные интервалы, соответствующие определенным задачам наблюдения;
г) субъекты, за которыми ведется наблюдение;
39. Фильтрующий вопрос — это:
а) вопрос анкеты, предназначенный для отсеивания некомпетентных испытуемых;
б) вопрос, на основании которого производится разделение выборки испытуемых на две части;
в) программный вопрос анкеты, обеспечивающий распределение испытуемых по градациям признака или изучаемого свойства;
г) вопрос анкеты, предназначенный для распределения испытуемых по категориям, соответствующим необходимым для исследования параметрам выборки;
40. Коэффициент надежности теста не должен быть менее:
а) 0,7;
б) 0,6;
в) 0,8;
г) 0,9;